Строим на воде

Требования к понтонам

Для того, чтобы верно определить, к каким структурам, нормативным документам и инструкциям обращаться при транспортировке, строительстве и эксплуатации понтона, следует учитывать, что данная плавучая конструкция может выполнять абсолютно разные функции.

Понтон (франц. ponton, от лат. ponto – плоскодонное судно, мост на лодках) – несамоходное плавсредство, поддерживающее на плаву различные конструкции и сооружения. Поплавки изготавливаются из металла, железобетона, дерева, пластика, ПВХ. Такое разнообразие нашло множество применений:

  1. Пирсы и причалы. Чаще всего понтон используют как элемент причальных конструкций. Комплектуются различным швартовным и сервисным оборудованием, создавая стояночные места для судов.
  2. Плавучие дома / бани / гостиницы и тд. Понтонные поплавки создают основу, поддерживающие на воде различные объекты.
  3. Мосты и трапы. Постройки для переправы людей или транспорта.
  4. Технический понтон – строение для проведения работ на воде, позволяющее  эксплуатировать спецтехнику на плаву.
  5. Понтон в резервуар с нефтью. Используется для предотвращения испарений и помещается между крышей и нефтепродуктом.

Это неполный список того, как используют понтоны, поэтому и требования не однозначные.

ТУ понтонных сооружений

Технические условия разрабатывают специалисты лицензионных центров, учитывая требования реестров и государственных стандартов. Инструкцию по производству речных понтонов и плавучих причалов содержит ОКП 742980, а портовых гидротехнических сооружений – ГОСТ Р 54523-2011. Безопасность портовых объектов регулирует отдельный свод правил, разработанный на основе федеральных законов.

Понтон, использующийся в резервуарах с нефтепродуктами, также имеет отдельное требование. Обязательное правило проектирования и производства внутренних мембран прописано в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 58031-2017. Приказ Ростехнадзора от 26.12.2012 N 780 регулирует безопасность резервуарных устройств и имеет отдельный пункт, содержащий инструкции по изготовлению мембраны.

Регистрация и оформление разрешений

Чтобы легально эксплуатировать плавсредство, необходимо соответствующее разрешение или согласования с внутренними ведомствами. Здесь складываются ситуации сложнее, чем с требованиями и инструкциями к строительству. Влияют:

  • тип и назначение плавсредства;
  • использование с коммерческими или некоммерческими целями;
  • необходимость обеспечения безопасности для людей;
  • акватория, где предполагается эксплуатация.

На официальном сайте КВВТ РФ четко прописано, что такое судно, маломерное судно, плавучий объект, причал. Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта:

судно – это самоходное и несамоходное плавсредство, используемое в целях судоходства (паромы, плавучие краны, снаряды для углубления или чистки дна);

маломерное судно – плавсредство длиной не более 20 метров, на котором предполагается нахождение не более двенадцати человек;

плавучий объект – несамоходное строение, не являющееся судном (дебаркадер, дом на воде, плот, наплавной мост, плавучий причал, и др.;

причал – гидротехническое сооружение, обеспечивающее безопасную швартовку судов для посадки и высадки пассажиров, загрузки и разгрузки грузов.

Если ваш понтон попадает под определение маломерного судна, он подлежит обязательной регистрации в ГИМС, особенно, если плавсредство оборудовано мотором и является самоходным.

Для того чтобы получить четкую инструкцию о том, что входит в перечень требований для регистрации понтонных конструкций, рекомендуем ознакомиться с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2017 № 470 «Об утверждении Правил учета плавучих объектов» (официальный интернет-портал правовой информации содержит актуальную версию). В нередких случаях, необходимо зарегистрировать найденное или самодельное водное сооружение, отчего гражданам приходится обращаться в суд, чтобы признать собственность. Приведенные правила учета должны “пролить свет” на подобные ситуации.

В случае с причальной инфраструктурой нет одного конкретного элемента/органа для регистрации. Здесь правит эксплуатация водных ресурсов и подчиняться приходится правилам региональных рыболовств и бассейно-водных управлений. Составляется паспорт гидротехнических сооружений и обязательно заключается договор водопользования.

Регистрация домов на воде

В России статус плавучих домов, на данный момент, не закреплен в жилищном законодательстве. Хаусботы и плавдачи строятся на понтонах и также могут быть самоходными и не самоходными, поэтому ситуация аналогична всему описанному выше.

Небольшие строения подлежат учету и регистрации ГИМС как маломерное судно. Для этого нужно: заплатить госпошлину, предоставить договор купли-продажи, техпаспорт и документы владельца. Право собственности на дом в этом случае будет удостоверять судовой билет. Если плавдом не планируется постоянно перемещать и если объект не попадает под определение маломерного судна (как хаусботы), верным решением будет заключить договор водопользования с местным управлением.

Что делать в итоге

Все случаи крайне индивидуальны и конкретное требование к понтонам назвать невозможно. Использование плавсредств происходит различными способами и на каждый случай найдется правило и исключение. Ознакомьтесь со всеми нормативными инструкциями, проконсультируйтесь с региональными ведомствами (у каждого представительства есть сайт, где есть необходимая информация или возможность задать вопрос онлайн). Выясните, какие правила распространяются на необходимую акваторию. Например, не везде можно оперировать КВВТ, придется полистать и Кодекс торгового мореплавания.

Если же запланировано строительство причала или пирса, возможно делегировать этот труд нашей компании. Специалисты ЯхтПаркингГрупп уже много лет возводят различные объекты на воде и непременно справятся с получением необходимых согласований и разрешений.

Остались вопросы по теме? Обратитесь к нам

    Отправляя персональные данные из этой формы, вы даете согласие на обработку персональных данных

    Елизавета Стройкина

    Штатный контент-редактор YachtParking Group, занимаюсь сопровождением интернет-проектов компании, подготовкой и размещением актуальной информации. Высокий уровень создаваемого материала достигается благодаря прямому взаимодействию с инженерно-конструкторским отделом.

    Оцените автора
    ( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
    YachtParking Group
    Добавить комментарий