Строим на воде

Цепь якорная длиннозвенная

Для соединения корпуса судна с якорем используется цепь якорная. Устройство простое, но играет важную роль в системе механизмов кораблей. Оно может иметь разный вид, размер и структуру. Часто цепь для якоря оснащают дополнительными функциональными элементами.

Устройство и виды конструкции

Приспособление собрано из последовательно соединенных отрезков (смычек) и разъемных деталей. В полноценном виде оно состоит из трех видов смычек:

  • Якорной – фиксируется к якорю;
  • Коренной – присоединяется к корпусу судна;
  • Промежуточных – располагается между якорным и коренным элементами.

Длина смычек варьируется от 25 м до 27 м. В одном их устройстве бывает 4-12 штук. Это зависит от веса якоря, водоизмещения судна. Количество звеньев в смычке должно быть нечетным.

Цепь якорная длиннозвенная

Устройства также разделяются по калибру от 11 мм до 162 мм. Калибр устройства – наименьший диаметр звена. Звеньевые элементы делают с распорками и без. Первый вариант примерно на 20 % прочнее второго. Цепи изготавливают сварными и литыми.

Для предотвращения скручивания конструкции на концах якорной и корневой смычки вставляются вертлюги. Непосредственное закрепление всего устройства к корпусу судна производится при помощи жвака-галса или машинки отдачи. 

Якорные цепи классифицируют по прочности. От этого во многом зависят эксплуатационные возможности, область применения. Тип I имеет калибр от 11 мм до 73 мм. Это сварные, кованые изделия со звеньями без распорок. Тип II характеризуется повышенной прочностью, изготавливается из сварных, кованых, литых элементов калибром от 12,5 мм до 162 мм. Конструкции третьего типа обладают особой прочностью. Диаметр звеньев составляет от 20,5 мм до 152 мм.

Производство и применения якорных цепей

Цепь якорная длиннозвенная

Якорная цепь изготавливается в основном на промышленных предприятиях. Ручным методом ковки делают только некрупные изделия в условиях ремесленных мастерских. Технология производства здесь достаточно проста. Подготавливают стальные прутки круглого сечения – нарезают заготовки одинаковой длины с помощью специальных пил или ножей. Далее их отправляют на очистку поверхности от коррозии, а также шлифование. Шлифовку выполняют без применения абразивных материалов. В специальном барабане стержни во время вращения шлифуются друг об друга. Из подготовленных полуфабрикатов на гибочных аппаратах плетут звенья. Предварительный нагрев стали облегчает процесс деформации.

Для защиты якорной цепи от воздействия агрессивных сред используют несколько методов:

  • Покрытие консервационной смазкой используется во время хранения, транспортировки. Она способна защитить от неподходящего микроклимата на складах, атмосферных осадков.
  • Порчу цепей якорных из-за действия ультрафиолетовых лучей, химических реакций с другими веществами предотвратит холодная оцинковка металла.
  • Значительно понижает последствия влияния внешней среды, придает коррозионную стойкость горячее цинкование.
  • Окрашивание служит для декоративной цели, улучшения физической устойчивости поверхности.

Но эти способы обработки также повышают технические параметры цепей. Усилие, требуемое для разрыва конструкции, становится больше на 10 %. Предельное удлинение снижается на 20 %.

При остановке судна из клюза выбрасывается якорь. Достигая дна, он скользит по нему пока не зацепляется за грунт лапами. Это достигается его особой конфигурацией или под воздействием шток-анкера. Якорная цепь при этом раскручивается на необходимую длину и натягивается. Длина вытравленного устройства определяется по маркировке, нанесенной на звенья через каждые 20 м. До 100 м она наносится красным цветом, далее применяются белые маркеры. 

Поднятие якоря начинают с выбора якорной цепи. Она постепенно занимает вертикальное положение, и отрывает груз от дна. В это время устройство испытывает максимальную нагрузку. Лебедкой его выбирают до момента занятия якорем своего места на корабле.

Анастасия Климова

Работала в сфере оборудования для яхтенных стоянок с 2004 года. За это время отвечала за различный функционал – продажи, работа с заказчиками, маркетинг, организация проектирования, ВЭД, логистика, работа с поставщиками и подрядчиками.
С 2015 по 2020 год работала в крупной инжиниринговой компании, продавая услуги проектирования и управления строительством в сегменте коммерческой недвижимости, аэропортов, промышленной и складской недвижимости, редевелопменте.
С 2020 года присоединилась к команде YP.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
YachtParking Group