Строим на воде

Самоходные понтоны

Что такое самоходный понтон? Давайте обратимся к словарю. Там указано, что понтон это конструкция, состоящая из нескольких плоскодонных лодок. Она используется для наведения временных мостов, переправ, плавучих опор. Полное и ёмкое объяснение, дающее необходимые знания и простор для воображения, где уже рисуются мостики Венеции, плавучие дома, военный мост. В словарях имеется информация о способах передвижения таких конструкций. Раньше на понтонах использовались гребцы и канаты. Сегодня эти средстваоборудованы  двигателем, могут передвигаться и маневрировать  самостоятельно.

Модель самоходного понтона

Применение самоходных понтонов

Понтон самоходный используется как рабочая платформа при выполнении отдельных работ по фиксированию опор, подъему затонувшего оборудования, изыскательских работах.

Понтон можно использовать для:

  • создания причальных конструкций,
  • самоходный понтон нужен для перевозки пассажиров и грузов,
  • для установки швартовых, навигационных буев,
  • ремонта судов, ведения очистных работ,
  • страховочного узла при водолазных работах,
  • временной переправы,
  • конструкции рыборазводных садков,
  • плавучих домов, дач, бани,
  • туристических сплавов,
  • водных соревнований.

Этот список далеко не полон. Технический понтон востребован. Сферы использования постоянно расширяются. Создается целый ряд новых промышленных производств, где разрабатывают, выпускают комплектующие для понтонов и мостов.

Самоходные понтоны
Самоходный понтон в действии

Конструкция

Конструкция самоходного понтона проста. Она состоит из металлической рамы, модулей плавучести с носовой наделкой, настила, ограждения для перил.

Металлическая рама обрабатывается составом, который защищает от коррозии. Она имеет повышенный запас прочности, не подвержена деформации при столкновении с посторонними плавающими предметами. На раме предусмотрена возможность прокладки инженерных сетей, коммуникаций, расположено место крепления двигателя, других элементов управления. Каждая секция крепится на раме в определенном порядке.

Модуль (секция) плавучести является основой грузоподъемности платформы, ее устойчивости и ровного хода при передвижении. Самоходный причал или платформа должны выдерживать заданную прочность.Использованные в недалеком прошлом плоскодонные лодки давно канули в лету, на смену им пришли металлические и пластиковые конструкции.

Конструкция  понтона это простой сварной корпус с внутренними герметичными переборками, может быть выполнен из одной или нескольких секций. Одно секционный плавучий модуль из металла чаще всего используется в рыбоводстве, как плавсредство и как место для хранения кормов и инструмента.

Пластиковые модули для самоходного понтона производят из первичного полиэтилена на ротоционном формовочном оборудовании. Мостовой модуль имеет в своей конструкции закладные элементы крепления к раме. Толщина стенок секции от 8 до 25 мм, отдельная секция может весить от7 кг 60кг. Каждый модуль может иметь грузоподъемность от 100 до 700 кг в зависимости от заданных позиций. Некоторые производители заполняют внутренний объем модуля вспененным пенопластом, это позволяет обеспечивать высокую «непотопляемость» плавсредства. Крепление модулей между собой может быть по системе «шип-паз», при помощи соединительных элементов, монтажных средств предусмотренных производителем. Собрать понтон из таких секций можно за пару часов.

Изготавливают пластиковые секции из полиэтиленовых двух стенных труб с диаметром от 60 до 1200 мм. Их собирают в конструкцию на большой платформе по 2-3-5 штуки при помощи закладных креплений.

Деревянный настил плавсредства чаще всего выполняют из древесины хвойных пород, которая дополнительно проходит обработку антисептическими материалами в автоклаве под высоким давлением. Настил может быть выполнен из металлического листа или бакелитовой фанеры. Используются противоскользящие элементы для покрытия палубы, ограждения, перила.

Дополнительно на понтоне устанавливаются кнехты, для выполнения швартовки, пост рулевого управления, транец для крепления двигателя, лесенка для спуска в воду и аппарель.

Характеристики

Основными характеристиками для самоходной техники на модулях поплавках являются:

  • Грузоподъемность.
  • Габаритная длина по ватерлинии.
  • Габаритная ширина по ватерлинии.
  • Площадь палубы.
  • Общий вес самоходного средства.
  • Максимальная мощность двигателя.
  • Высота модуля.
  • Осадка при полной загрузке.
  • Осадка при минимальной загрузке.
  • Число секций и их объем.

Почему важны эти показатели для самоходного понтона? Получив полную информацию о самоходном техническом средстве мы будем знать как его использовать, какую нагрузку он может нести, с какой скоростью, по какому фарватеру.

Проектирование и монтаж

Самоходный понтон используется без контакта с дном реки или водохранилища, но знать характер течения реки, особенности рельефа дна все же необходимо.

Особые условия в проектировании будут определены при его использовании в качестве грузопассажирского судна. Самоходный понтон обеспечивается необходимым  количеством посадочных мест для пассажиров,  наличием спасательного оборудования, объемом допустимой нагрузки для груза или багажа.

Проект самоходного понтона близок по своему содержанию к проектированию маломерных судов, поэтому здесь более жесткие требования к проекту, монтажу и эксплуатации.

Проект или чертежи содержат схему принципиальной сборки, сварки жесткой конструкции, габаритные размеры. Монтаж самоходного понтона выполняется бригадой специалистов и начинается он с изготовления рамы на самоходный понтон по чертежам проектной документации.  Рабочая бригада выполняет следующие операции:

  • устанавливаются цепь из секций,
  • готовятся элементы рамы по размерам,
  • собирается рама,
  • пластиковые модули вынимаются.

Выполняется сварка и проверка размерности.

По окончании процесса крепления модулей выполняются работы по устройству палубы, ограждения, пассажирских мест, палубной надстройки.

Анастасия Климова

Работала в сфере оборудования для яхтенных стоянок с 2004 года. За это время отвечала за различный функционал – продажи, работа с заказчиками, маркетинг, организация проектирования, ВЭД, логистика, работа с поставщиками и подрядчиками.
С 2015 по 2020 год работала в крупной инжиниринговой компании, продавая услуги проектирования и управления строительством в сегменте коммерческой недвижимости, аэропортов, промышленной и складской недвижимости, редевелопменте.
С 2020 года присоединилась к команде YP.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
YachtParking Group
Добавить комментарий